Коммерсантъ,
15 февраля 2019 г.
Цена вопроса
408 просмотров
Термин «кредитные организации» применительно к банкам сегодня используется, пожалуй, только в России. В странах с развитым финансовым рынком давно поняли, что функционал банков гораздо шире — это финансовые институты, в которых непосредственно кредитные операции приносят менее половины всех доходов. Основную прибыль банки извлекают из комиссионных операций, что позволяет добиться диверсификации, а значит, устойчивости бизнеса.
Тем не менее и в России явно прослеживается тренд на рост доли комиссионных доходов в общей сумме процентных и комиссионных доходов банков. Да, в 2007–2008 годах этот показатель составлял около 45%, а по итогам прошлого года — всего 36%. Однако надо понимать, что десять лет назад банки маскировали под комиссии как раз доходы от кредитования. По сути, это был квазипроцентный доход — дополнительная часть кредитной ставки. Поэтому доля реальных комиссионных доходов растет последние годы.
Объясняется эта тенденция несколькими факторами. Один из них — сокращение процентной маржи сектора. С середины 2018 года начался постепенный рост ставок привлечения, при этом ставки по кредитам росли с некоторым запозданием, что и привело к так называемым процентным ножницам, которые «порезали» процентную маржу банковского сектора. Второй и, пожалуй, более значимый фактор — ускорение роста продаж комиссионных продуктов, прежде всего страховых. Причем активно продается не только так называемое кредитное страхование, но и добровольные страховые продукты. Взрывной рост уже несколько лет демонстрируют продажи инвестиционного страхования жизни. Свою долю в рост комиссионных доходов принесла и сфера управления активами. Индивидуальные инвестиционные счета, паевые инвестиционные фонды, ОФЗ для населения активно продавались клиентам. Кроме финансовых банки стали продавать и иные услуги — юридические сервисы, телемедицину, ряд других сервисов. Отдельно стоит отметить расчетно-кассовое обслуживание. Специализированные расчетные банки задали новые стандарты обслуживания клиентов.
Однако заветная мечта банковского сообщества — равные доли комиссионных и процентных доходов — представляется мне недостижимой как минимум в ближайшем будущем. Например, в сегменте продаж страховых продуктов хотя и будет продолжаться рост, однако, очевидно, произойдет охлаждение спроса. Банки и страховщики, ЦБ и ВСС, в ответ на проблему мисселинга разработали жесткие стандарты, что приведет к снижению объемов продаж. Иллюзий о том, что можно стать специализированным расчетным банком без существенных рисков, также ни у кого не осталось. Мы видели массу примеров банков, которые начали активно развивать расчетно-кассовый бизнес и сразу же получили целый ряд претензий по 115-ФЗ. Жесткий комплаенс и соответствие требованиям Росфинмониторинга непросто совместить с амбициозными планами по захвату доли рынка РКО.
Очевидно, что увеличение объема комиссионных доходов продолжится, но рост их в структуре доходов банков замедлится. Барьеры на пути расширения этого бизнеса прежде всего связаны с регулятивными требованиями. Некоторые специализированные расчетные банки, уже проинвестировавшие в цифровизацию бизнеса и качество комплаенса огромные суммы, будут наращивать долю на рынке РКО. Банки, улучшающие сервис и удобство продаж страховых, инвестиционных и других продуктов в цифровых экосистемах, будут доминировать на рынке комиссионных продаж. Концентрация в этих двух сегментах будет только расти.
Павел САМИЕВ, гендиректор аналитического агентства «БизнесДром»
Вся пресса за 15 февраля 2019 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Агенты, Сотрудничество, Банкострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
4 июня 2025 г.

|
|
Российская газета-неделя, 4 июня 2025 г.
Не остались в пролете

|
|
Комсомольская правда, 4 июня 2025 г.
В Центробанке завели жалобную книгу

|
|
Дейта, Владивосток, 4 июня 2025 г.
Россияне бросились скупать «короткие» полисы ОСАГО

|
|
Ставропольская правда, 4 июня 2025 г.
134 агрария Ставрополья получили субсидии на сельхозстрахование

|
3 июня 2025 г.

|
|
Деловой квартал-Санкт-Петербург, 3 июня 2025 г.
«Петербургские аптеки» застрахуют помещения на 612 млн рублей

|
|
Дума ТВ, 3 июня 2025 г.
Аксаков: Банк России запустил онлайн-сервис оперативного информирования о нарушении прав потребителей

|
|
Российская газета, 3 июня 2025 г.
Страховая история

|
|
ТАСС, 3 июня 2025 г.
НСИС: более 1,6 млн краткосрочных договоров ОСАГО заключили с начала года

|
|
Life, 3 июня 2025 г.
Юрист объяснил, как получить компенсацию за попадание БПЛА в квартиру

|
|
Панорама Саратова, 3 июня 2025 г.
Переоформление полиса ОМС по телефону обернулось для саратовца денежной потерей

|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 июня 2025 г.
Искусственный интеллект в страховании Азии: технологическая революция с китайским лицом

|
|
Деловой Петербург, 3 июня 2025 г.
Прибавка к зарплате: рынок ДМС ставит рекорды

|
|
Российская газета онлайн, 3 июня 2025 г.
Какие страховые выплаты можно получить пострадавшим от землетрясения

|
|
Финмаркет, 3 июня 2025 г.
Акционеры «Ингосстраха» решили не выплачивать дивиденды за 2024 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 июня 2025 г.
Страхование домашних животных в Южной Корее сталкивается с вызовами на фоне рост рынка

|
|
РБК (RBC.ru), 3 июня 2025 г.
ЦБ запустил сервис по сбору жалоб на действия банков и брокеров

|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 3 июня 2025 г.
Краткосрочные страховые полисы ОСАГО набирают популярность в РФ: кто их чаще всего покупает?

|
 Остальные материалы за 3 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|